• Африканский стиль в интерьере

    Покупка и продажа африканских масок, статуэток, определение и идентификация, оценка. Витрина галереи на сайте http://muhomor.net
    Купить африканскую маску
    Текущее время: 26 июн 2017, 01:38

    Часовой пояс: UTC + 3 часа


    Правила форума


    Изображение Вы находитесь на форуме галереи "Мухомор". Интернет магазин галереи находится на сайте http://muhomor.net



    Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
    Автор Сообщение
     Заголовок сообщения: Вместо заключения
    СообщениеДобавлено: 04 ноя 2016, 23:46 
    Не в сети
    Администратор
    Аватара пользователя

    Зарегистрирован: 04 авг 2015, 22:59
    Сообщения: 233
    Заканчивая наше путешествие в мир традиционного африканского искусства пластики, выскажу некоторые мысли о его значении, а также о его настоящем и будущем.

    Безусловно, лучшие времена для этого традиционного искусства остались далеко позади.

    События истории основательно подточили основы и засушили источники, которые его поддерживали и вдохновляли. Можно спорить, умерло ли оно совсем или находится в состоянии упадка, но несомненно одно - в Африке пробуждается и набирает силу новое искусство пластики. Каким оно станет? Останется ли африканским, отражая художественную специфику местного народного творчества, или переродится в искусство, далекое от прежних самобытных форм и традиций? Только время точно ответит на этот нелегкий вопрос, только сами африканцы найдут его решение.

    Нам же остается лишь надеяться, что раны, нанесенные колониализмом африканской культуре и искусству, в том числе традиционному, не будут дополнены духовными болезнями модернизма, дальнейшим наплывом в Африку чужеземных религий, коммерческим ажиотажем вокруг традиционных культовых предметов.

    Охота за африканскими диковинками, начатая еще в XV веке, продолжается. Она принимает все большие масштабы и грозит духовным вырождением африканской традиционной культуре пластики, создает обстоятельства, когда в Африке, за исключением немногочисленных и чаще всего бедных музеев, предметы традиционной пластики найти будет вообще невозможно.

    Африканская традиционная пластика, маски и скульптуры заняли достойное место среди культурно-художественных традиций. Они внесли свой и довольно заметный вклад в мировое искусство. Африканская пластика открыла ранее неизвестные приемы и формы в изобразительном искусстве, особенно в плане эмоциональном. А этот момент, как известно, всегда волновал всех, кто задумывался над сущностью искусства.

    Такие мыслители, как Л. Н. Толстой и Г. В. Плеханов, близко коснулись темы эмоционального в искусстве, и, размышляя о будущем африканской пластики, нельзя не вспомнить об этой заочной их беседе.

    Г. В. Плеханов в «Письмах без адреса», касаясь определения сущности искусства и его предмета, писал: «Лев Толстой в своей книге «Что такое искусство?» приводит множество, как ему кажется, противоречащих одно другому определений искусства и все их находит неудовлетворительными.

    «Искусство, - говорит он, - есть одно из средств общения людей между собою... Особенность же этого общения, отличающая его от общения посредством слова, состоит в том, что словом один человек передает другому свои мысли, искусством же люди передают друг другу свои чувства».

    «Я, со своей стороны, - продолжает Г. В. Плеханов, - замечу пока только одно. По мнению гр. Толстого, искусство выражает чувства людей, слово же выражает их мысли. Это неверно. Слово служит людям не только для выражения их мыслей, но также и для выражения их чувств. Доказательство: поэзия, органом которой служит именно слово (...)

    Неверно также и то, - добавляет Г. В. Плеханов, - что искусство выражает только чувства людей. Нет, оно выражает и чувства их и мысли, но выражает не отвлеченно, а в живых образах».

    Действительно, искусство выражает и чувства, и мысли людей. Однако это положение будет, на наш взгляд, верным лишь при небольшом дополнении - мысль в искусстве выражается через посредство эмоциональной сферы, иными словами, интеллектуальное в искусстве присутствует в своем особом чувственно-эмоциональном выражении. Вполне очевидно также, что интеллектуальное в искусстве в силу особенностей художественного процесса и эстетического восприятия отличается от интеллектуального в науке. Поэтому, несмотря на существующую близость между литературой и искусством, мы в практической деятельности всегда проводим разграничение между ними, четко выделяя отдельно - литературу и отдельно - искусство. По этой же причине литература никогда не может полностью заменить искусство, равно как и искусство - литературу.

    Как бы хорошо мы ни владели литературным языком, и как бы мы ни пытались передать в адекватной форме те чувства, которые мы испытали, например, от прослушивания музыкального произведения или от созерцания скульптуры, это, в лучшем случае, будет лишь изложением или литературной вариацией на тему услышанного и увиденного, и далеко не адекватно передавать те чувства, которые были пробуждены в нас восприятием произведений.

    Таким образом, хотя и верно то положение, что «слово служит людям не только для выражения их мыслей, но также и для выражения их чувств», слово и произведение искусства далеко не идентичны с точки зрения их эмоционального воздействия. Главное различие, по нашему мнению, состоит в том, что в слове эмоции передаются через интеллектуальную сферу, а в искусстве интеллектуальное передается посредством эмоционального. В этом плане мысль Г. В. Плеханова о поэзии, органом которой служит слово, которая, несмотря на повышенную эмоциональность, является видом литературного творчества, не достигает, на наш взгляд, желаемой им цели.

    Возвращаясь к определению сущности искусства, данному Л. Н. Толстым, представляется, что оно несет то главное, что как раз и отличает искусство и от литературы и от других форм общественного сознания, а именно, что искусство - это в первую очередь чувства и эмоции, а точнее говоря - это творческое воплощение в художественных образах эстетических свойств «очеловеченной» природы, рождаемых в ходе чувственно-эмоционального освоения человеком окружающей действительности.

    Нет сомнения в том, что правильное понимание соотношения интеллектуального, выраженного через эмоциональное, и чисто эмоционального в искусстве в значительной степени дает ключ к основным этапам развития мирового искусства, к пониманию особенностей формирования важнейших культурно-художественных традиций. И заслуга африканской пластики как раз и состоит в том, что ее произведения дают нам возможность в совокупности с другими культурно-художественными традициями глубже понять сложные проблемы духовного развития человечества, полнее оценить возможности эмоционального в искусстве.

    Впечатление, производимое на нас африканской пластикой, как правило, помимо мастерства исполнения зависит от представления, насколько близко она связана с защитой и охраной благополучия, здоровья людей, которых она окружала. Можно только предполагать то воздействие, которое оказывалось и оказывается африканскими культовыми предметами на верующих. Ясно одно, что эта магическая сила эмоционального воздействия долгое время заменяла африканцу закон, а порой и письменность. Зачастую в африканском обществе не было официальной централизованной власти. Жизнь тогда целиком направлялась традициями и обычаями, и первостепенную роль в этом играли культовые маски и скульптуры.

    Подобной ситуации в современной Африке уже нет или почти нет. Хотя и в наши дни жизнь многих африканских общин в значительной мере идет в русле традиционных обычаев. Но над ними уже господствует государственная власть, централизованные и местные политические институты. Культовые местные обычаи постепенно теряют свое влияние. Этот процесс протекает медленно, но неумолимо. Так же необратимо затухает и традиционная пластика.

    Африканское искусство пластики сегодня находится на перепутье. Оно может пойти по дороге прогресса и стать искусством национальным по форме (для каждой африканской страны) и прогрессивным, народным по содержанию. Или же оно свернет в сторону с этой дороги и превратится исключительно в «искусство для продажи».

    Последнее будет стимулировать не высокий художественный уровень произведения, а совместимость произведения со вкусами американских или западноевропейских «ценителей». А так как среди них не много настоящих знатоков африканского искусства, то в основном будет усиливаться спрос на предметы псевдоафриканской пластики, в том числе «традиционной». Не поэтому ли уже в наше время магазины США и Европы, да и самой Африки, заполнены весьма посредственными скульптурами и масками. Все дело в том, что и на них спрос велик. В такой ситуации коммерция берет верх над традицией.
    Книга о современном африканском искусстве пластики у нас еще не написана. Безусловно, это задача ближайшего будущего. Я посчитал возможным включить в настоящее издание лишь отдельные предметы современной пластики, которые порой сложно отделить от традиционных.

    Некогда мощное африканское традиционное искусство испытывает трудные времена.

    Где-то в глубине Черного континента под звуки упругих тамтамов в вихре движутся маски - исполняются традиционные народные танцы. Время неумолимо уносит в историю обычаи и суеверия. Но оно бессильно перед истинным талантом народа - африканское традиционное искусство принадлежит мировой культуре. Вера в жизнь, в лучшее будущее наполняет новым содержанием народное искусство Африки.

    _________________
    Константин Илющенко, http://muhomor.net


    Вернуться к началу
     Профиль  
    Ответить с цитатой  
    Показать сообщения за:  Поле сортировки  
    Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

    Часовой пояс: UTC + 3 часа


    Кто сейчас на конференции

    Зарегистрированные пользователи: нет зарегистрированных пользователей


    Вы не можете начинать темы
    Вы не можете отвечать на сообщения
    Вы не можете редактировать свои сообщения
    Вы не можете удалять свои сообщения
    Вы не можете добавлять вложения

    Найти:
    Перейти:  
    cron
    Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
    Русская поддержка phpBB
    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru